ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в развитии творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Сроки реализации: 2020-2022 г.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для творческого развития детей, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом творчества и фантазии. В возрасте 4-5 лет у детей активно развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, формируются и развиваются личностные качества, происходит дифференциация и развитие эмоциональной сферы. Среди разнообразных средств и методов развития и воспитания детей пятого года жизни, наиболее эффективным является театрализованная деятельность.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с
художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии и т.д. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы инициируют у детей познавательный интерес, потребность думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Все мы в детстве играли в театр, ставили мини-представления во дворе для друзей и близких, сами изготавливали костюмы, рисовали яркие афиши. Все это делали, не осознавая, что театральная деятельность является одним из самых эффективных методов обучения при воспитании творческой и гармоничной личности.
Известно, что семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходима их взаимосвязь. Именно поэтому взаимодействию семьи и ДУ мы уделяем огромное внимание в своей практике. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга. Такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют развитию творческих способностей, расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Главная цель нашей работы - привлечение родителей к театральному искусству, к совместной театрализованной деятельности, что способствует повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
Таким образом, можно сделать вывод, что занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности совместно с родителями и ДУ.
Задачи:
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
- заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и участию в совместных театрализованных представлениях;
- формировать у детей и родителей представления о различных видах театра (кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, театр перчаток, театр на фартуке, плоскостной театр, пантомима и т.д.)
- развивать творческие и коммуникативные способности, речевую активность;
- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Модель будущего образовательного процесса
Цель нашего проекта - развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности совместно с родителями и дошкольным учреждением. В рамках реализации педагогического проекта нами решаются следующие задачи: создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, вызвать интерес к театрализованной деятельности у детей и родителей; развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические, коммуникативные способности у дошкольников через театрализованную игру; развивать желание у родителей вместе с детьми участвовать в театральной жизни группы; укрепление связей между детским садом и семьей.
Для получения наиболее высоких результатов необходимо вовлекать всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.
Предварительная работа позволяет изучить методическую литературу и нормативные документы, произвести анализ материальной базы группы для усовершенствования развивающей среды. Анкетирование родителей по вопросам заинтересованности развития у детей творческих способностей в детском саду и семье позволяет определить пути направления в работе. Результаты работы над проектом должны позволить в полной мере пополнить перечень дидактического и наглядного материала по театральной деятельности. Так как многие родители заинтересованы в развитии творческих способностей детей посредством театральной деятельности, но не всегда у них хватает времени и средств заниматься этим в домашних условиях (посещать театры, обсуждать театральные постановки и т.д.) то, совместными усилиями мы решим педагогические задачи. Важным моментом в работе стало оснащение и организация предметно-развивающей среды. Кроме уголка театральной деятельности в группе появится театральная студия в свободном помещении музыкального зала. Он пополнится различными видами театров: пальчиковым, настольным, плоскостным, конусным и другими. В художественном уголке разместятся иллюстрации к сказкам, детские рисунки, поделки, различные атрибуты (ленточки, шары, платочки, шапочки различных персонажей, маски, костюмы), дидактические игры и наглядный материал периодически будет обновляться и пополняться. Таким образом, деятельность педагогического проекта расширит свои рамки: театрально-игровая деятельность активизируется в рамках всего учреждения.
Пополнение предметно-развивающей среды с привлечением родителей необходимо и целесообразно организовать и на улице. С этой целью для развития творческих способностей детей и создания условий для театральной деятельности нами будет организована театральная площадка на территории дошкольного учреждения.
Модель будущего образовательного процесса через реализацию педагогического проекта «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности» предусматривает:
· Создание условий для театрально-игровой деятельности (уголки в группах, театральная студия и театральная площадка).
· Привлечение большего количества участников в работу над проектом.
· Пополнение предметно-развивающей среды групп и дошкольного учреждения.
· Привлечение родителей в активную деятельность с педагогами и воспитанниками.
· Решение задач учебной программы: развитие познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребёнка.
Руководители проекта:
<font face="Times New Roman, Times, serif">О.П.Суша</font>
<font face="Times New Roman, Times, serif">Л.А.Тюхай</font>