Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Педагог социальный

Дата: 26 февраля 2015 в 16:06, Обновлено 16 апреля 2021 в 11:41

 Наказания в семье

             Прежде всего подчеркнем, что выдающиеся русские ученые Н. И. Пирогов и П. Ф. Лесгафт были категорическими противниками телесных наказаний ребенка, как в семье, так и в школе. Это можно было видеть при анализе Лесгафтом типов детей и из его речи "О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка".
Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие способны поднять руку па своего ребенка или не отрицают такой возможности. 

В чем причины такого раздвоения?
Первое. Воспитание дело очень сложное. «Уж не от того ли, - писал Л. И. Герцен, - истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность».
Второе. Родители могут исходить из собственного жизненного опыта, дескать, в детстве меня били, но ведь я стал человеком.
Третье. Многие родители считают, что ребенок их собственность и они вправе делать все, что им захочется.
Для того, чтобы родители отказались категорически от насилия, педагогу необходимо корректно напомнить им некоторые научные истины.
1. Побои - не метод воспитания. Пощечинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьешься.
2. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
3. Телесные наказания непедагогичны и неэффективны. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным
методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
4. Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Каковы же результаты телесных наказаний?
Исследования показали, что телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени - оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребенка надолго.
Побои могут представлять и непосредственную опасность для жизни ребенка - особенно в тех случаях, если наносящий побои человек не владеет собой.
Один из самых нежелательных результатов частого битья заключается в том, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Ребенок учится в минуту гнева прибегать к драке, привыкает к тому, что для того, чтобы снять напряжение, достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И все это потому, что, демонстрируя ребенку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию и не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями другим способом.
Реакция на побои бывает у детей самой разной:
 -маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;
 -ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным;
 -ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его психики.
Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция ребенка, в основе ее лежат общие законы детской психики.
 1. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
 2. Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно верить в добрые намерения родителей.
Родители обязаны научить детей дисциплине.
Дисциплина прививает детям умение владеть собой, чувство независимости и ответственности.
Дисциплина позволяет установить упорядоченный образ жизни с четкими границами поведения.
Дисциплина дает детям возможность исправить ошибки в своем поведении.
Дисциплина учит детей справляться с различными душевными состояниями и переменами настроения.
Дисциплина развивает в детях самостоятельность мышления и самообладание в трудных ситуациях.
Дисциплина создает у детей ощущение душенного комфорта и внутренней гармонии.
Достижению этого поможет соблюдение родителями, воспитателями следующих правил.
1.  Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения. Необязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали ребенку, он ощущает себя полноправным и достойным участником события.
2.  Ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие. Само собой разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только, воспитатели.
3.  Предоставьте ребенку право выбора. Дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей.
4.  Ребенок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни юн ребенок, его мнение но этому вопросу, поможет вам установить эти границы справедливо.
5.  Необходимо самому верить в справедливость своих требований, объяснить ребенку их причины и убедиться в том, что он их осознал.
6.  Не требуйте от ребенка сразу многого: начинать ладо с небольшого набора правил.
7.  Давайте детям ясные, точные и краткие указания.
8.  Неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям - ребенок нуждается в повторении.
9.  Ребенку трудно быстро перейти от одного вида деятельности к другому. Если вы чего-то требуете от пего, предоставьте ему короткий отдых, небольшую передышку, чтобы он мог переключиться.
Без наказаний не всегда можно обойтись, но существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным.
1. Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.
2. Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
3.  Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.
4.  Очень полезно выказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.
5.  Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.
6.  Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.
7.  Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
8.  Старайтесь избегать пустых угроз.
9.  Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение когда это не соответствует морали.
10.  Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов - они могут усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.
11.  Старайтесь не выражать предпочтения одному из детей.
12.  Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
13.  Не употребляйте заявления, что ребенок ни к чему не пригоден. Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
14. Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.
Что делать, если ребенок заупрямился?
Постарайтесь понять, что скрывается за поведением ребенка и что он пытается им выразить. Прислушайтесь к его словам, вникните в проблему, о которой он говорит.
Предложите ребенку придумать как можно больше вариантов разрешения этой проблемы (даже если некоторые из них окажутся совершенно фантастическими). Попросите ребенка оценить преимущества и недостатки каждого из вариантов. Обсудите их вместе с ребенком и позвольте ему самостоятельно решить, какой из вариантов предпочтительнее.
Попросите ребенка представить себе возможные последствия варианта, который кажется ему самым удачным. Когда ребенок выполнит задание, дайте оценку тому, что получилось.



Информация подготовлена социальным педагогом Шульга С.А.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.