Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для воспитателей

Дата: 7 апреля 2021 в 18:21, Обновлено 7 апреля 2021 в 18:39

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у детей отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в учреждении дошкольного образования и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например, такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников. Поэтому лексические единицы, а именно, слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

В речевом развитии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова

· Произнести звук [А] столько раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.

· «Запомни и повтори»: проговаривание серии гласных АУ ИА АУИ ИАУ АУИА ИУАО.

· То же с выделением ударного звука Ауа аУа ауА.

· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции.

· Составление всех возможных слогов из предложенных букв.

· Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным произнесением цепочки слогов.

· «Пальчики здороваются»: на каждое касание пальцев – слог.

· «Запомни и повтори цепочку слогов».

· Называние ударного слога в цепочке слогов са-СО-са СО-су-сы сы-су-СА.

· Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике.

· Назови наоборот са-ас.

· Чтение слогов по таблице.

· «Кто быстрее?» - быстро найти заданный слог в таблице.

· Запись слогов под диктовку с подчеркиванием гласных.

· Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.

· Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.

· Записать цифрой количество слогов в слове.

· «Рассели картинки по домам»: 1 слог – 1 этаж, 2 слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.

· Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

· Что изменилось в слове? Лис – лиса – лисица

· Выбрать из названий картинок длинное слово, короткое, одинаковые.

· Подобрать рифму рак – бак.

· Закончить слово одинаковым слогом ша: ма…, ка…

· «Собери слово»: соединить слоги, записанные вразброс лёт – са – мо.

· Образование сложных слов: лёд, колоть – ледокол.

· Образовать ласковое слово, назвать много предметов: дом – домик, дом – дома.

· Закончить слово смороди…

· Составить слова из слогов ма ра на ша

у ла ши па

· Поменять слоги местами: рады – дыра, сосна – насос.

· Образовать новое слово из первых слогов данных слов: чайник+ капуста=чайка.

· Найти пропущенный слог: ко-…-ва.

· Подбор родственных слов: дом, домик, домашний.

· Придумать слово на 1 слог короче или длиннее данного.

· Придумать слово с заданным количеством слогов.

· «Цепочка слов». Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова: тигр – рак…

Информация подготовлена

учителем-дефектологом

Павловой М.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.