Развитие слоговой структуры слова у дошкольников
Нарушение слоговой структуры слова у детей отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в учреждении дошкольного образования и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например, такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.
Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников. Поэтому лексические единицы, а именно, слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
В речевом развитии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова
· Произнести звук [А] столько раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.
· «Запомни и повтори»: проговаривание серии гласных АУ ИА АУИ ИАУ АУИА ИУАО.
· То же с выделением ударного звука Ауа аУа ауА.
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции.
· Составление всех возможных слогов из предложенных букв.
· Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным произнесением цепочки слогов.
· «Пальчики здороваются»: на каждое касание пальцев – слог.
· «Запомни и повтори цепочку слогов».
· Называние ударного слога в цепочке слогов са-СО-са СО-су-сы сы-су-СА.
· Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике.
· Назови наоборот са-ас.
· Чтение слогов по таблице.
· «Кто быстрее?» - быстро найти заданный слог в таблице.
· Запись слогов под диктовку с подчеркиванием гласных.
· Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.
· Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.
· Записать цифрой количество слогов в слове.
· «Рассели картинки по домам»: 1 слог – 1 этаж, 2 слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.
· Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
· Что изменилось в слове? Лис – лиса – лисица
· Выбрать из названий картинок длинное слово, короткое, одинаковые.
· Подобрать рифму рак – бак.
· Закончить слово одинаковым слогом ша: ма…, ка…
· «Собери слово»: соединить слоги, записанные вразброс лёт – са – мо.
· Образование сложных слов: лёд, колоть – ледокол.
· Образовать ласковое слово, назвать много предметов: дом – домик, дом – дома.
· Закончить слово смороди…
· Составить слова из слогов ма ра на ша
у ла ши па
· Поменять слоги местами: рады – дыра, сосна – насос.
· Образовать новое слово из первых слогов данных слов: чайник+ капуста=чайка.
· Найти пропущенный слог: ко-…-ва.
· Подбор родственных слов: дом, домик, домашний.
· Придумать слово на 1 слог короче или длиннее данного.
· Придумать слово с заданным количеством слогов.
· «Цепочка слов». Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова: тигр – рак…
Информация подготовлена
учителем-дефектологом
Павловой М.В.