Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Агрессивный ребенок

Дата: 24 марта 2021 в 18:25, Обновлено 7 апреля 2021 в 18:37

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту: ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем;
  •  по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • неумение ребенка управлять своим поведением;
  •  недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения;
  •  неблагополучная семейная обстановка (отчуждение, постоянные ссоры, стрессы);
  •  отсутствие единства требований к ребенку;
  •  ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  •  физические (особенно жестокие) наказания.

Советы родителям

  • упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример;
  •  поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила;
  •  собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю;
  •  давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть;
  •  направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, рисование, пение);
  • предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания;
  •  игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле;
  •  на проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением»;
  •  научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям;
  •  никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»;
  •  практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым;
  •  в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; использовать «стаканчик для криков»; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  •  если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окликните ребенка;
  •  учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства и переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением. Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

  • стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки; не сваливать свою вину на других;
  •  развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Читая вместе с ребенком книги, стихи обсуждайте описанные ситуации, уточняйте у ребенка, как бы поступил он сам.

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например:

  • «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
  •  Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
  •  «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

  •  помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
  •  постарайтесь понять характер агрессивности – защитный (ответный) или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
  • стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
  • чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
  •  чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
  • объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
  •  расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
  •  спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
  •  объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

  • помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
  • учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
  • учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
  • учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
  • стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния:

  • стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

  • у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
  • у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.Материал подготовила: педагог-психолог Стаховская Наталия Петровна
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.