АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
Признаки агрессивности:
- по темпераменту: ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем;
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины:
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- неумение ребенка управлять своим поведением;
- недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения;
- неблагополучная семейная обстановка (отчуждение, постоянные ссоры, стрессы);
- отсутствие единства требований к ребенку;
- ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- физические (особенно жестокие) наказания.
Советы родителям
- упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример;
- поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила;
- собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю;
- давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть;
- направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, рисование, пение);
- предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания;
- игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
- включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле;
- на проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением»;
- научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям;
- никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»;
- практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым;
- в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; использовать «стаканчик для криков»; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окликните ребенка;
- учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства и переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением. Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.
1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:
- стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки; не сваливать свою вину на других;
- развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Читая вместе с ребенком книги, стихи обсуждайте описанные ситуации, уточняйте у ребенка, как бы поступил он сам.
2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.
Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например:
- «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
- Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
- «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».
3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
- помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
- постарайтесь понять характер агрессивности – защитный (ответный) или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
- стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
- чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
- чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
- объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
- спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
- объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Стратегии коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
- помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
- учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
- учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
- стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния:
- стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
- у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.Материал подготовила: педагог-психолог Стаховская Наталия Петровна