Памятка родителям
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка.
Основные трудности, возникающие в период адаптации:
· Нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского.
· У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
· Отсутствие правильной речи.
· Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
· Возраст
· Состояние здоровья
· Уровень развития
· Умение общаться со взрослыми и сверстниками
· Сформированность предметной и игровой деятельности
· Приближённость домашнего режима к режиму детского сада
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ
· По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
· Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру
· Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
· Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
· Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
· Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- пользоваться туалетом (горшком), проситься в туалет;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Что делать, если...
...Ребёнок начал ходить в детский сад:
· Установите тесный контакт с работниками детского сада.
· Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
· Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
· Поддерживайте дома спокойную обстановку
· Не перегружайте ребёнка новой информацией, впечатлениями
· Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
...Ребёнок плачет при расставании с родителями:
· Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
· Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
· Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
· Принесите в группу свою фотографию; положите в кармашек ребенку носовой платочек с маминым поцелуем (след вашей помады)
· Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
· Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
· После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
· Устройте семейный праздник вечером.
· Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
· Будьте терпеливы.
Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша!
Материал подготовила:
педагог-психолог Н.П. Стаховская