Самостоятельность будущего первоклассника.
Целенаправленно развивать самостоятельность у ребенка лучше с четырех – пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности, что прежде всего, включает навыки самообслуживания, очень важно для полноценного интеллектуального и социального роста будущего ученика. Те, кто привык «потребительски» принимать заботу о себе, как должное, чаще всего сталкивается с проблемами, придя в школу.
Самообслуживание дома, не спешите утверждать, что ваш ребенок давно сам кушает и одевается. Хотя это уже замечательно. Что должен делать САМОСТОЯТЕЛЬНО будущий первоклассник? До поступления в дошкольное учреждение, с утра выработайте у него утренний «ритуал». Помогите ребенку просыпаться по будильнику. После пробуждения ребенок идет в ванную комнату, где умывается и чистит зубы. Далее – застилает свою постель. После этого малыш должен одеться и причесаться (помощь родителей в этом процессе должна быть минимальной, например: девочке заплети косички). Для этого советуем повесить плакат, на котором будут отмечены пять будних дней недели. Когда ребенок САМ с утра проводит ВСЕ этапы марафона – возле определенного дня появляется, например, звездочка. Если ребенку за неделю удается собрать всея 5 звездочек, то на выходных желательно сделать небольшой сюрприз (купить мороженое, посмотреть всей семьей фильм, погулять в парке). Так же можно написать варианты вознаграждения на маленьких карточках ( это будет стимул читать новые слова). И так, повторять из недели в неделю, после того как малыш будет мотивирован, провести утро в самостоятельных сборах в школу, а там уже в силу вступит привычка.
Теперь САМООБСЛУЖИВАНИЕ в школе. Как ваш ребенок кушает? Может ли он аккуратно пользоваться приборами, не испачкать во время еды одежду и лицо? Привык ли он мыть руки до и после еды без напоминания? Умеет ли пользоваться салфеткой? Итак, начинаем работать над приемами пищи и всем, что с этим связано. Научить ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют немного времени, чтобы наработать и выработать привычку. Не делайте сто замечаний во время приема пищи, просто объясните ему, что от него требуется, и за успехи хвалите или поощряйте. Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Потренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться на уроке
физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите самостоятельно завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду ребенку к школе, выбирайте ту, что было удобно, - на молнии, липучках и так далее. А теперь поговорим о самообслуживании ребенка в туалет. Будет лучше, если за год до школы, вы начнете практиковать для ребенка самообслуживание в туалете. Объясните ребенку, как правильно за собой поухаживать, как одеться, чтобы остаться аккуратно заправленным и как ОБЯЗАТЕЛЬНО мыть руки после каждого похода в туалет. Возвращение из школы. Когда ребенок собирает свои вещи после уроков, научите его, как все аккуратно сложить в ранец, как проверить, ничего ли он не забыл. До начала первого класса, иногда играйте дома в игру, «Спешу на самолет». Выложите все вещи из ранца ребенка. Пусть он все соберет в него (аккуратность важна) и сам опрятно оденется для выхода на улицу. Если ребенок справится с заданием, поднимите его на руки, покружите, похвалите.
Научите ребенка сосредотачиваться и работать над различными заданиями самостоятельно. Не забывайте о поощрении, похвале. Научите ребенка доделывать все дела до конца и только тогда отдыхать. Хватите будущего отличника за усердие. Если ребенок хорошо работает без вашей помощи, можно давать ему небольшие самостоятельные задания, которые он должен выполнить сам, но последовательно. Просто позвольте детям быть самостоятельными.
Полезные ПРАВИЛА для родителей:
1.Не делайте за ребенка домашние задания. Объясните, что непонятно, в крайнем случае, покажите, как это можно сделать, но не давайте ребенку готовых ответов. А тем более не пишите за ребенка письменные задания, этим вы пошатнете веру, вашего ученика в собственные силы и он будет регулярно требовать вашего участия.
2.Помогите ребенку осознать, что его действия ведут к определенным последствиям. Если например, ребенок забыл дома урок труда, то это не означает, что звонок со школы и мама бегом несет в школу забытую вещь. Значит дома, вместо просмотра мультиков, ребенок сделает, что не успел в школе. Это не говорит, что родители должны стать совсем неравнодушными к своим детям, таким образом, вы учите своего ребенка быть самостоятельным.
3.Чтобы помочь будущему первокласснику быть более организованным и самостоятельным, - научите его помогать другим. Выгуляв самостоятельно собаку, вытащить из почтового ящика корреспонденцию, помочь младшему брату убрать со собой со стола.
4.Стать более организованным помогут ребенку домашние обязанности. Хотя слово обязанности не совсем правильное, мы не обязываем его, а доверяем ребенку важные дела! Регулярность в выполнении своего «дела» помогает выработать полезные навыки. А прикладываемые усилия научат ценить и чужой труд.
5.Учите ребенка делать выбор самостоятельно. Давайте ребенку делать выбор, как провести время, что одеть, как сделать задания в прописях и так далее. Наблюдайте, делайте выводы, но не критикуйте. Всему надо время. Похвала действует эффективнее..
Так же необходимо с ребенком проговорить ситуации (лучше проиграть), которые могут возникнуть в школе или за ее пределами. Это не означает, что это может быть, но когда ребенок будет знать в каких ситуациях как себя вести, то будет себя чувствовать себя уверенно.
Чтоб подвести итог и определиться, над чем еще надо поработать, Вы можете использовать тест самостоятельности для дошкольников.