ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование культуры здоровья воспитанников в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»
Сроки реализации: 2020-2022 гг.
Педагогический проект «Формирование культуры здоровья воспитанников в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи» направлен на привлечение законных представителей воспитанников к физическому воспитанию детей, к совместной двигательной деятельности, что способствует повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по оздоровлению ребенка в семье и детском саду.
Актуальность проекта:
Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды; ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. И одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя…».
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни.
Для реализации данного направления педагогической деятельности нами разработан проект «Формирование культуры здоровья воспитанников в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи» для работы с детьми среднего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей активно развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, формируются и развиваются личностные качества, происходит дифференциация и развитие эмоциональной сферы. Среди разнообразия средств и методов развития детей пятого года жизни одним из наиболее эффективных, на наш взгляд, является физическое воспитание. В качестве основной идеи разработки проекта мы определили необходимость расширенного применения в работе здоровьесберегающих технологий, их углубленного внедрения в систему общего и
физического оздоровления детей. Так же необходимо сформировать систему работы с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания и оздоровления детей. Известно, что семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходима их взаимосвязь. Именно поэтому взаимодействию семьи и учреждения дошкольного образования мы уделяем огромное внимание в своей практике. В этом возрасте у ребёнка связь с семьёй особенно тесная, поэтому необходимо эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Таким образом, мы можем и должны направить свои силы и знания на сохранение здоровья маленьких граждан. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Цель проекта:
Повышение уровня развития физических качеств и скорости формирования жизненно важных двигательных навыков детей в тесном взаимодействии с законными представителями воспитанников и специалистами учреждения дошкольного образования.
Задачи проекта:
- создать условия для совместной двигательной деятельности детей и взрослых;
- совершенствовать функциональные возможности всех систем организма, повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения интенсивности и разнообразия физических нагрузок;
- формировать у детей и развивать у их родителей представления о здоровом образе жизни;
- прививать детям первичные навыки здорового образа жизни.
Модель будущего образовательного процесса:
Цель нашего проекта - повышение уровня развития физических качеств и скорости формирования жизненно важных двигательных навыков детей совместно с их родителями и специалистами учреждения дошкольного образования. В рамках реализации проекта нами поставлены следующие задачи: создать условия для совместной двигательной деятельности детей и взрослых; совершенствовать функциональные возможности всех систем организма; повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения интенсивности и разнообразия физических нагрузок; формировать у детей и развивать у их родителей представления о здоровом образе жизни; прививать детям первичные навыки здорового образа жизни.
Предварительная работа позволила изучить нормативное правовое обеспечение по данному направлению деятельности, педагогическую литературу и провести анкетирование среди родителей воспитанников с целью изучения имеющихся у них знаний, представлений и трудностей по изучаемому вопросу.
Важным моментом является приобщение к реализации педагогического проекта всех его участников: педагогических работников, воспитанников и их родителей. Для этого мы должны внедрить в практику работы новые виды деятельности. Кроме постоянных занятий физической культурой, утренней гимнастики и прогулок на свежем воздухе, мы предложили участникам посещать семейный клуб «Крепыш». В клубе будут проводиться тематические занятия, приглашаться специалисты в области медицины, будут предлагаться мероприятия активного отдыха как в стенах спортивного зала, так и на свежем воздухе. Для привлечения внимания к здоровому образу жизни разработаны маршруты прогулок выходного дня физкультурно-оздоровительной направленности, в том числе туристические. Для воспитанников по запросу их законных представителей будет организована дополнительная образовательная слугу на внебюджетной основе физкультурно-оздоровительной направленности «Кенгуру».
Одним из важных моментов в процессе реализации проекта считаем пополнение спортивного зала физкультурным оборудованием и атрибутами для подвижных игр.
Модель будущего образовательного процесса через реализацию педагогического проекта «Формирование культуры здоровья воспитанников в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи» предусматривает:
создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в учреждении образования и полноценного развития здорового ребёнка;
стимулирование участников проекта к ведению здорового образа жизни;
пополнение физкультурного оборудования и спортивного инвентаря для привлечения интереса к занятиям спортом;
привлечение родителей воспитанников в активную деятельность с педагогами и детьми.
Решение задач учебной программы: укреплять здоровье, обогащать и накапливать двигательный опыт, формировать основы здорового образа жизни, воспитывать физическую культуру личности.
Руководители проекта:
О. Л. Ангарская
О. Е. Олешко