Государственное учреждение образования
«Жодинский социально-педагогический центр»
Как донести до ребенка информацию о том, что залезать на подоконники и облокачиваться на москитную сетку опасно?
Не так просто, как может показаться. Мы, родители, иногда сами нарушаем правила воспитания своих детей. Ребенок еще не умеет стоять и ходить, а мы уже сами ставим его на подоконник и показываем в окно, как интересно на улице. В этот момент окно закрыто и безопасность соблюдена. Но когда детки подрастают, становятся более самостоятельными, любопытными и сообразительными, они сами залазят на этот подоконник. Потому что раньше это было разрешено. Малыши подсознательно воспринимают москитную сетку как защитный барьер, опираются на нее руками, и происходит непоправимое. Малыш по мере взросления начинает осваивать территорию. Почему во многих странах до определенного возраста на родителей возложена юридическая ответственность за оставление детей в помещении одних? Именно по той самой причине: освоение территории. Ребенок засунет свой нос везде, где можно. В каком-то смысле иногда даже бесполезно говорить ему «нельзя», потому что это работает до определенного момента, а иногда даже наоборот - то, что «нельзя», сделать очень хочется. Или ребенку кажется, что он все делает аккуратно, но потом ничего хорошего из этого не получается. Поэтому, если говорить о том, как правильно общаться с младшим поколением на тему безопасности, то нужно делать это с детьми, которые постарше, второй-третий класс школы. У них больше шанса услышать своего родителя, потому что школа сама по себе ребенка дисциплинирует. Этого не скажешь о детсадовском ребенке, даже о самом интеллектуальном и развитом. Дело даже не в том, что ребенок невнимательный, просто в нем заложен глубокий инстинкт изучения окружающего мира. В этом освоении он может чересчур увлечься и забыть о том, что родители запрещали. Вспомните даже сказки. «Семеро козлят», например, - очень наглядная сказка о том, как дети нарушают правила и родительские установки. И очень часто в детских книгах это делает самый маленький член семьи, самый маленький козленок.
- Что же делать?
За маленькими детьми, прежде всего, нужно смотреть, это самая действенная мера безопасности. Что касается младших школьников, очень действенно будет подвести ребенка к этой сетке, предварительно сняв ее с окна и поставив на пол, и своими руками покачать ее, чтобы показать, насколько хрупкая и ненадежная эта конструкция. Показать ребенку, что это не игрушка, к этому окну не надо подходить. Для того, чтобы ребенку что-то запретить, нужно разными способами продемонстрировать, в чем именно кроется опасность. Это не к тому, что родителям нужно хвататься за оголенный провод, чтобы дети увидели, как тебя трясет током. Но там, где можно показать, необходимо это сделать. Что вот — раз, и эта сетка упадет, и ты разобьешься. Сейчас я тебя держу, но если ты будешь один, то держать тебя некому, ты упадешь.
- Часто маленьких детей родители ставят на подоконник, чтобы показать птиц, которые пролетают мимо, верхушки деревьев, небо, солнце. Может быть, не стоит так делать, чтобы не подавать пример?
Вообще это опасно. Когда родитель что-то делает, он должен понимать, что дети — это страшные обезьянки. И что потом он будет это пробовать без родителей. А дальше — делайте выводы. Какие-то вещи ребенку могут даже в голову не прийти, пока родители не покажут ему этого. Почему, скажем, дети лезут в розетку? Большинство же детей не пихают пальцы в розетку просто так, им хочется по примеру взрослых что-то вставить туда. Только в их случае это будет, допустим, вилка. Он пытается «подключить» ее на свой манер, а поскольку силы ему не хватает, или по другим причинам сразу не получается, он пытается подключить мозги, чтобы понять, как эта штука туда вставляется. В каждой семье имеются мобильные телефоны. Как часто мы, взрослые, оставляем подзарядные устройства в сети, предварительно отсоединив мобильный телефон? Ребенок подключенное устройство (подзарядку) может взять в рот, попробовать на вкус. Может произойти непоправимое. С окном то же самое. Малыш помнит, что он стоял на подоконнике и ничего страшного не случилось. Ему там было интересно и здорово. И ему кажется, что если он залезет туда один, то тоже ничего плохого не будет.
Вопросы безопасности ребенка в доме должны проговариваться так же, как и правила дорожного движения. Но нужно постараться избежать запретов, а лучше объяснять на примерах. Покажите ребенку, что будет с тарелкой, если она упадет с большой высоты. Разобьется. Так и он может погибнуть или очень сильно пораниться.
Еще многие родители разрешают своим детям играть на подоконниках. Не нужно этого делать, окно и подоконник — не место для детских игр и развлечений. Ведь когда‑нибудь он сообразит и откроет ручку. И самое главное — не оставляйте ребенка без присмотра! 90 процентов несчастных случаев с детьми происходит в отсутствие взрослых.
Да и, наверное, нет большего наказания для мамы или папы, чем осознание того, что ты мог предотвратить беду, но ничего не сделал.
Информация подготовилена педагогом-психологом СПЦ Коношонок Т.Л.