Развитие речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику
В системе воспитания и обучения дошкольников, важнейшую роль играет развитие рук. Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? Да. Потому что далеко не в той степени уделяется этому внимание, как в детских садах, так и дома.
Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, рисовать, одеваться, наконец, писать. Но в ходе обучения письму шестилетний ребенок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. Еще в начале столетия родители понимали, что руками нужно заниматься специально.
Для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на нее в школе может вызвать чувство хронической усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Владение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, а рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук.
Подготовка руки к письму — процесс сложный, дети боятся, что у них не получится. И чтобы они могли преодолеть свой страх, взрослые обязаны помочь им.
Малыши прекрасно усваивают пальчиковые игры. Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи. И в младших группах дети учатся играть в пальчиковые игры с бумагой, с пластилином, с крупой, фасолью, горохом. Очень полезны и такие упражнения: сматывание ниток в клубок, отвинчивание и завинчивание пластмассовых гаек, имитация игры на пианино, «ходьба» пальчиками но столу.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы обретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Зачем нужны пальчиковые игры?
Простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки - не просто поднимут настроение Вашему малышу, но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью. Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.
Есть вывод ученых, что чем лучше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Как малышу с задержкой развития речи, так и малышу речь которого развивается своевременно - будут полезны пальчиковые игры.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. Параллельно Вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями. Например: части тела, действия, названия каждого пальчика, понятия вверх-вниз, громко-тихо, названия животных и как они разговаривают и т.д.
Как организовать пальчиковые игры дома
Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования.
Любое стихотворение, или песенка, которые Вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой.
Используйте любые жесты и движения пальчиков и ручек. Если малыш не может самостоятельно отобразить необходимые движения, то используйте прием «мягкого физического манипулирования» - держа ручки ребенка, делайте его ручками необходимые движения.
Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Например, массажный мячик катаем между ладошками, палочку или карандаш трем между ладошками. Главное, чтобы было задействовано как можно больше акупунктурных точек.
Чтобы заинтересовать ребенка, используйте разный тембр голоса: высокий - низкий, тихий - громкий.
Четко и медленно выговаривайте слова стихотворения или песенки. Было бы хорошо, если бы ребенок видел Ваше лицо. Дети как бы «считывают речь» с лица взрослого.
Продолжайте занятие 5-7 минут каждый день.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ КИСТИ РУК
Дети сидят за столом, и. п. ладошки лежат на столе.
1. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети хлопают ладошками он столу; на счет 1, 2, 3, 4, 5 хлопают в ладоши (повторить 3 раза).
2. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети стучат кулачками по столу; на счет 1, 2, 3, 4, 5 стучат кулачком о кулачек (повторить 3 раза).
3. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети из кулачков делают «молоточки», стучат кулачком о кулачек (повторить 3 раза).
4. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети «шагают пальчиками по столу» (повторить 3 раза).
5. На счет 1, 2, 3, 4, 5 перебирают пальчиками, имитируя игру на пианино (повторить 3 раза).
6. Дети делают из пальчиков клюв утки и «крякают» (повторить 5 раз).
7. Дети, как будто кормят цыплят и зовут их цып — цып — цып (повторить 5 раз).
Затем дети встают и выполняют физкультминутку.
Этот пальчик хочет спать,
Это пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж заснул
Этот крепко, крепко спит.
Тише, тише не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро красное придет
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке. На слова воспитателя: «Будут пальчики вставать» дети поднимают руки вверх и расправляют пальчики.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Информация подготовлена
учителем-дефектологом
Павловой М.В.